В Воронеже продолжают учить снимать кино, или что происходит в «Творческой кинолаборатории «ARTель»

Продолжается образовательная часть проекта «Творческая кинолаборатория «ARTель», который стартовал осенью 2016 года. Занятия в киношколе проводятся еженедельно по пяти основным направлениям киноискусства: актёрскому мастерству, кинорежиссуре, операторскому мастерству, кинодраматургии и работе художника-постановщика.

Преподаватель проекта по актёрскому мастерству, основатель и художественный руководитель независимого театра «НЕформат», Антон Тимофеев работает со студентами, используя как классические актёрские методики, так и мировой опыт преподавания актёрского мастерства. Программа интенсивного курса рассчитана на пять месяцев (октябрь 2016 – февраль 2017) и содержит практические образовательные модули: прогрессивные методики вживания в образ, сценическая речь, ритмика и плаcтика, упражнения на координацию движений и артикуляцию, работа в кадре, взаимодействие с режиссёром, работа с драматургическим текстом. В актёрский курс включены тренинги, воркшопы, практические упражнения, этюды в парах, работа в общей группе и подгруппах.

За время обучения участники актёрской группы успели освоить несколько практических блоков образовательной программы. Они выполняли упражнения на развитие наблюдательности, восприятие и достоверное изображение окружающего мира, учились воссоздавать экспрессивное поведение персонажа в заданных обстоятельствах. В ходе начальных занятий ребятам довелось перевоплощаться в самые разные бытовые предметы (например, будильник, видеокамеру, утюг, метательные ножи, ноутбук, фен и даже… молоток и шуруповерт), показывать характерные особенности поведения своих знакомых (друзей, коллег, преподавателей, родственников). Затем они выполняли этюды в парах на «органическое» молчание и на «рождение слова». В итоге актёрской группой проекта было представлено много ярких работ, самыми запоминающимися из которых стали импровизации, наиболее драматические в эмоциональном плане.

4А

2А 5А
3А Актрисы 1

 Так как рабочие программы проекта синхронизированы, то актёры уже сейчас активно участвуют в съёмках студентов смежных направлений – режиссёров и операторов.

Постижение азов киноискусства студенты режиссёрской группы под руководством педагога, кинорежиссёра-постановщика игровых фильмов Семёна Трохова, начали сразу с практики.  Первым заданием стал монтаж планов различной крупности (от детали к общему плану и/или наоборот). Строгую гармонию планов дополнила геометрия ракурсов, так как после первого же занятия нужно было снять человека с четырёх сторон. Следующим шагом стали съёмки интерьера и экстерьера места действия (в трех кадрах) таким образом, чтобы зритель мог погрузиться в атмосферу этой локации, представить жанр кино, которое могло бы быть там снято. Далее ребята продемонстрировали нестандартность композиционных решений через создание так называемых кино-натюрмортов. По заданию нужно было выстроить один статичный кадр, показав в нём только неодушевленные предметы, таким образом, чтобы вызвать у зрителя определенный настрой (кино-натюрморт на тему «жанр») и передать характер героя (кино-натюрморт на тему «портрет»). Упражнение «Превращение предмета» показало, что любой, самый обычный, предмет можно «перевоплотить» в три несвойственных ему образа и снять так, что до самой разгадки (четвертый кадр) не будет понятно, что же показано зрителю. Студенты-режиссёры проявили чудеса изобретательности и смекалки – в роли «загадочных» предметов выступили электронное пианино, ножницы, швейная машинка, керосиновая лампа, нож, точилка и даже… освежитель воздуха. Первым опытом постановки живого действия в кадре стали съёмки события на дальнем плане. Так как при этом видны лишь силуэты героев, а мимику и мелкую моторику различить невозможно, то среди эпизодов, попавших в прицелы камер наших будущих режиссёров, – только изображение сильных человеческих страстей.

 

Съёмки

DSCN7557

На занятии

Реж2

За работой

DSCN7472

Студенты

Интерьер

Экстерьер

Натюрморт-портрет

Реж1

Натюрморт-жанр

Натюрморт-жанр 2

На сегодняшний день одним из последних тренировочных заданий для режиссёров стала подготовка монтажного мини-фильма по мотивам музыкального произведения – на выбранную аудиокомпозицию необходимо наложить визуальный ряд, смонтированный из фрагментов полнометражных фильмов. 

В то время как режиссёрская группа занимается проработкой художественных этюдов-сюжетов, оператор телестудии «TV-губерния» Ара Киланянц учит операторов проекта, как с помощью правильно поставленного света и цветового решения, композиции кадра, масштаба изображения, темпа движения камеры и других технических приёмов решать различные режиссёрские задачи. От съёмок автобусной остановки ребята перешли к изображению в кадре человека. Обучение портретной съёмке было закреплено через монтаж в единый видеоролик десяти статичных «живых» портретов в анфас. По мере накопления операторского опыта задания усложнялись. Так, далее каждому студенту предлагалось придумать операторский сюжет на тему «Моя дорога», выполнить раскадровку этой истории и снять трехминутное видео по собственному оригинальному сценарию. Своеобразной проверкой на усвоение теоретической базы послужили «видеозарисовки», снятые как примеры-иллюстрации основных законов операторского искусства (таких, как «золотые» правила третей, направляющих линий, диагоналей, обрамления, контрастов, симметрии, заполняемости кадра, повторяющегося рисунка).

операторы

Операторы на натурной съёмке

 

... и на съёмке с актёрами

… и на съёмке с актёрами

 

 

 

Участники проекта по сценарному направлению пока также вынуждены ограничивать свою фантазию рамками учебных заданий. К каждому занятию начинающие сценаристы готовят художественный этюд, т.е. создают мини-сценарий. Преподаватель Д.А. Суворов высказывает свои замечания, каждая работа обсуждается в группе и любой студент может высказать свои соображения о прочитанном.

Первое занятие было посвящено знакомству с теоретическими основами кинодраматургии, базовыми элементами построения сюжета, правилами сценарной записи и другими специфическими особенностями этого вида искусства. Уже на втором уроке будущие сценаристы тренировались отражать особенности кинодействия, обходясь без слов («немой» этюд), на третьем – изучали роль детали в развертывании событий («немой» этюд с деталью «деньги») и только после этого приступили к написанию диалоговых сцен. Но и здесь предполагались определенные ограничения: в первом случае  реплики диалога должны стать первой и последней фразой этюда, а между ними необходимо придумать и прописать законченную историю. В другом задании сам вымышленный диалог (3-4 реплики) по заданию становится кульминационным моментом всей сцены.

Работа собственно с литературной основой началась с адаптации в сценарную форму рассказов А.П. Чехова. Выбор сценаристов пал на несколько небольших рассказов: «В море», «Дочь коммерции советника», «Пари», «Радость», «Счастливчик» и др. Другой чеховский рассказ, «Дом с мезонином», предстоит перевести на язык кино всем участникам-сценаристам.

Визуальное оформление фильма, грамотное стилевое решение, подбор реквизита и костюмов, выбор подходящих мест для натурных съёмок – всё это входит в задачи художника-постановщика. Своим богатым опытом с участниками данного направления делится главный художник-постановщик Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова А.Н. Мочалов. Особое внимание в программе курса он уделяет истории возникновения и визуальным характеристикам различных жанров, стилей и эпох. По итогам образовательного курса студенты должны находить удачные визуальные образы и предметный ряд для воспроизведения того или иного жанра. Так, первым практическим заданием стала раскадровка русской народной сказки «Колобок» в трёх жанрах – комедии, драмы, трагедии. Знакомство с основными художественными стилями (готика, барокко, ренессанс, классицизм, модерн) также носило практико-ориентированный характер: краткий теоретический блок был разбавлен проверкой усвоенного материала – зарисовками современных предметов или объектов внешнего мира, дополненных узнаваемыми чертами готического или греческого стилей (среди представленных домашних работ – «готическое» зеркало, «античный» автобус и стиральная машина и др.). Следующий тематический блок программы был посвящен композиции в произведениях искусства, студенты учились воспроизводить основные принципы формальной композиции в статике, динамике, равновесии и т.д. На выбор было предложено нарисовать один из трёх тематических мегаполисов: «муравейник», «свалка», «город затонувших кораблей». Одним из последних заданий на художественную постановку стала детальная раскадровка небольшого рассказа по выбору.

Проект «Творческая кинолаборатория ARTель» набирает обороты, занятия по каждому направлению проводятся в интенсивном режиме и в интерактивном формате. В сжатые сроки студенты получают информацию, необходимую, чтобы приступить к работе по полученной специальности и начать «набивать в ней руку», участвуя в реальных съёмках короткометражных фильмов. Но, что самое главное, проект предоставил уникальную возможность ребятам познакомиться со своими единомышленниками, приобрести друзей, получить бесценный опыт в сфере производства кино от профессионалов своего дела.