Современная библиотека, №3, 2019

Осанкина Т. Инфорграфика: первые шаги // Современная библиотека. — 2019. — №3. — С. 19-21.

Библиотечное сообщество во всём мире представляет свою деятельность в социальных сетях. Опытные СММ-щики давно заметили, что красивые картинки в сопровождении минимального текста собирают больше просмотров и лайков, нежели текст без фотографии. Использование изображений — один из основных приёмов для привлечения аудитории в социальных сетях Facebook и ВКонтакте. Статья рассказывает об одной из форм графического и коммуникационного дизайна — инфорграфике. Её основные задачи: привлечь внимание читателя, помочь ему понять что-то или побудить к чему-то. Помимо фотографий, инфографика может включать диаграммы, блок-схемы, таблицы, карты, списки. Для того чтобы информация зацепила читателя должна быть создана серия картинок, в которых вся информация представленная наглядно и понятно. Автор приводит пошаговый план разработки инфографики: сформулировать тему; собрать информацию (интересные факты, статистику); систематизировать материал (упростить его); нарисовать черновик; написать текст (определить самое важное); использовать дополнительные элементы; изучать примеры инфографики. Также приводится сайт конструктора инфографики Canva (www.canva.com), который предлагает широкий ассортимент картинок и шаблонов абсолютно бесплатно. Эти простые действия помогут увеличить посещаемость страницы/группы в социальных сетях, привлечь новых читателей. 

 

Пантелеева В. Знание с доставкой на дом // Современная библиотека. — 2019. — №3. — С. 42-44.

Автор статьи рассуждает о проблемах, препятствующих распространению и использованию людьми качественной и полезной информации. Это прежде всего переизбыток информационных потоков разного качества; неумение людей грамотно ориентироваться в этом потоке и выбирать действительно полезную информацию; незнание новых сервисных и ресурсных возможностей современных библиотек. Национальная библиотека Республики Коми реализовала информационно-образовательныйи культурно-просветительский проект «В вихре цифрового века. БиблиоExpress «Знания с доставкой на дом». В рамках проекта были организованны выезды библиогидов, групп специалистов их четырёх-восьми человек, в городские и районные центральные библиотеки и филиалы. Они проводили мероприятия по продвижению среди населения удалённых информационных ресурсов, обучению навыкам использования новых услуг в дистанционном режиме. Для БиблиоExpressa были разработаны специальные маршруты движения, а также программа Дня информации, из которой сотрудники библиотек на местах могли выбрать наиболее подходящие мероприятия для себя и своих читателей. К ним относились: мастерская цифрового чтения для «мальчиков и девочек, а также их родителей» (удалённый аудиоресурс «Авторский микрофон «Сказка на ночь в каждом доме», который позволяет в любое удобное для семьи время прослушать на портале библиотеки аудиозапись сказок в авторском исполнении известных писателей Республики Коми); ресурс на сайте Национальной библиотеки «Культурная карта Республики Коми», где собрана краеведческая информация по истории, культуре, природе, экономике республики; интерактивная лаборатория для старшеклассников и студентов «Я бы в Ленинку зашёл — пусть меня научат» (освоение новой технологии виртуального ресурса «Литературные прогулки по Республике Коми», где весь информационный массив размещён в интерактивном игровом формате: тесты, кроссворды, пазлы, викторины, конкурсы); электронный фонд Президентской библиотеки; класс информационной грамотности для лиц третьего возраста «Покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму» (знакомство с социально значимыми сервисами) и многие другие. В каждой муниципальной библиотеке библиогиды провели для специалистов мастер-класс по работе с информационными ресурсами, чтобы эта работа с населением продолжалась непрерывно и служила повышению уровня информационно-культурной компетенции жителей района.

 

Моисеева Ю. С гаджетом на мероприятие // Современная библиотека. — 2019. — №3. — С. 30-33.

Статья рассказывает об одной из актуальных технологий BOYD (от англ. Bring your own device – «принеси своё устройство»), когда посетители организации, и библиотеки в том числе, приходят с личными мобильными телефонами и используют их на мероприятиях. Такой подход привносит эффект новизны, но чтобы удержать внимание, необходимо продумать, какой мобильный сервис лучше выбрать. Автор приводит описания наиболее актуальных мобильных сервисов, которые применялись Мурманской ГОУНБ. «Живые страницы» — мобильное приложение, содержащее уникальные интерактивные «сценарии» взаимодействия с текстом, что позволяет читателям полностью погрузиться в книгу. Kahoot – сервис, позволяющий создавать опросы, тесты и задания с выбором ответа. Его особенностью являются графические фигуры, а также система рейтинга. Интеллектуальная игра «Морские волки» содержит около 60 вопросов с вариантами ответов, может использоваться не только для читателей, но и для блиц-тестирования в профессиональной среде. Ещё один рекомендуемый сервис называется Quizizz. Все пользователи получают одинаковое задание, но каждый на своём устройстве видит случайную последовательность и будет работать с телефоном в собственном темпе. Triventy – увлекательный ресурс, на котором нужно предварительно зарегистрироваться. Библиотекарь заранее создаёт тест или викторину, а посетители отвечают на вопросы со своих мобильных устройст. Также в библиотеке используется сервис Quizalize, с помощью которого устраиваются командные соревнования. Все приведённые сервисы в статье сопровождаются электронными адресами, подробным описанием, иллюстрациями.