Научные и технические библиотеки, № 8, 2020

Левицкий, М. Качество подготовки библиотечных работников в контексте требований рынка труда // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 8. – С. 15–26.

В статье исследованы факторы, влияющие на оценки качества высшего образования со стороны государства, рынка труда и личности. Представлены экспертные мнения о профессиях ближайшего будущего, перспективы подготовки специалистов в области библиотечно-информационной деятельности. Обозначена специфика личностных предпочтений к качеству образования как фактора достижения жизненных целей. Отмечена тенденция сокращения числа россиян, рассматривающих высшее образование как социальный лифт. Подчёркивается, что для принятия эффективных управленческих решений в области развития системы образования в РФ, необходимо учитывать многие факторы, в том числе социальное расслоение общества.

Бородина, М. Система культурно-досуговой деятельности научных библиотек в эпоху цифровизации: что предложить читателю // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 8. – С. 39–50.

Статья посвящена культурно-досуговой составляющей деятельности научной библиотеки в условиях цифровизации общества. Приведены примеры успешного применения новых форм работы в научных (в том числе вузовских) библиотеках в процессе реализации ими культурно-досуговых функций. Подчёркнуто, что обучение иностранным языкам, технологии виртуальной реальности и кинопоказы, успешно апробированные в публичных библиотеках, могут стать для научных (вузовских) библиотек привлекательным сервисом и мотивацией расширения пользовательской аудитории в осуществлении образовательных инициатив.

Стукалова, А. Функциональность электронного каталога: требования российских и зарубежных пользователей // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 8. – С. 63–84.

В статье рассмотрены результаты исследований функциональности отечественных и зарубежных электронных каталогов. Отмечено, что отечественные ЭК работают преимущественно в режиме «вопрос-ответ», тогда как зарубежные обладают более развитой сервисной системой. Обозначены сложности, препятствующие эффективности использования ЭК в российских библиотеках: это предоставление неполных сведений о фондах библиотек, нестабильность в работе серверов, затруднения в восприятии содержания классификационных индексов и др. Предложены пути решения выявленных проблем. Среди них: создание удобного интерфейса ЭК, регулярное обучение пользователей, применение функциональности (интегрированный поиск во всех базах данных библиотеки, а также в БД и ЭК других библиотек), наличие полной информации о фонде библиотеки, разработка классификационного поиска, обеспечение качества БО и ЭК, поддержание обратной связи с читателем.

Васильева, Н. Дополненная реальность в библиотеках // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 8. – С. 115–128.

В статье приведены результаты исследования развития AR-технологии («дополненная реальность», совмещение реального и виртуального мира) и возможностей её применения в библиотеках. Отмечены лучшие идеи в реализации библиотечных AR-проектов: экскурсии, туры, выставки, навигация в поиске, книги с дополненной реальностью. Рассмотрены принципы создания и виды технологий дополненной реальности (штрихкоды, Q-коды, метки RFID), «плюсы» и «минусы» их внедрения в библиотеках, указан перечень реализованных приложений «дополненной реальности». Обозначены положительные моменты и ограничения, связанные с использованием AR-решений в библиотечных учреждениях.