Библиотека, № 11, 2021

Кузнецов, С. Селфи, шелфи и репосты // Библиотека. – 2021. – № 11. – С. 23–26.

Статья знакомит читателей с основными моментами организации и проведения на страницах социальных сетей разнообразных творческих онлайн-конкурсов: викторин, квестов, марафонов, челленджей и т.п. Автор публикации – заведующий отделом рекламы и массовой работы Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова – делится с коллегами советами, как привлечь внимание и удержать интерес подписчиков к онлайн-конкурсам, расширить круг их участников, подготовить подарки для победителей. Дан список практических рекомендаций по планированию и проведению конкурсных мероприятий на интернет-площадках. Подчёркивается мысль о том, что «подобные состязания помогают продвигать библиотечные интернет-ресурсы, стимулируют активность постоянных посетителей и значительно расширяют круг подписчиков».

Беляева, Л. Диалог, монолог, импровизация // Библиотека. – 2021. – № 11. – С. 27–35.

В рубрике журнала «Круглый стол» собственными наработками в области создания профессиональных аудиоисторий (подкастов) с читателями делятся спикеры мероприятия – библиотечные специалисты из разных российских городов: Архангельска, Астрахани, Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Самары, Салехарда. Они ответили на ряд вопросов издания: «Чем обусловлен выбор темы подкаста?», «В какой форме подаётся контент (монолог, дискуссия, интервью и т.д.)?», «Насколько продолжительны выпуски и какова их периодичность?», «Как проходит подготовка к очередной записи/съёмке?», «Как строится беседа?», «Где анонсируются и размещаются подкасты?», «Как продвигается контент?». Участники круглого стола обменялись творческими идеями и техническими лайфхаками создания удачного аудиоблога.

Дарбаян, М. Называть – просто! // Библиотека. – 2021. – № 11. – С. 41–44.

Статья знакомит читателей с основными принципами информационного стиля в библиотечном нейминге. Даны практические советы по привлечению внимания широкой общественности к библиотечным событиям. При выборе наименований массовых мероприятий коллегам-библиотекарям рекомендовано соблюдать следующие правила: избегать слишком длинных названий, отказаться от оценочных слов, использовать конкретные понятия, избавляться от штампов и стёртых метафор, избегать высокого слога, ликвидировать инверсию, сократить до минимума рифмы и цитаты, применять активные глаголы и противоположные по смыслу слова, добавлять элементы другой знаковой системы. Автором публикации сделан вывод о пользе предложенных к использованию  лайфхаков, позволяющих «быстро научиться говорить с посетителями на одном языке».

Счастливцева, Т. Рацпредложения по-японски // Библиотека. – 2021. – № 11. – С. 45–48.

Статья посвящена внедрению библиотекарями Иркутской области в свою ежедневную деятельность метода рациональных предложений, основанному на японской практике «кайдзен» (улучшение). Обозначены основные принципы метода: удовлетворение запросов пользователей, непрерывные изменения, открытое обсуждение проблем, активная PR-поддержка библиотеки, вовлечение всех сотрудников в коллективную деятельность, эффективное межфункциональное руководство, профессиональное совершенствование каждого специалиста, самодисциплина и взаимное уважение, планирование и контроль, использование достоверных данных, профилактика конфликтов, забота о качестве рабочего процесса, реалистичные нормативы и стандарты. Автором публикации подчёркнута успешность адаптации метода к реалиям библиотечной системы. Описаны положительные изменения, позволившие с минимальными затратами оптимизировать работу учреждения – это улучшение условий труда персонала, повышение качества обслуживания посетителей, рост числа читателей, увеличение количества интересных мероприятий, появление новых проектов.

Утина, Л. Рейс особого назначения // Библиотека. – 2021. – № 11. – С. 63–65.

В статье рассказывается о проекте «Читающий транспорт», реализованном сектором Дворца книги Ульяновской ОНБ имени В. И. Ленина совместно с группой компаний «ЛитРес», Министерством искусства и культурной политики региона и предприятием «Ульяновск-электротранс». Целью проекта стало развитие интереса людей к книге, привлечение их внимания к деятельности библиотек, литературной и культурной жизни  региона и страны. В ходе реализации проекта общественный транспорт города Ульяновска стал открытым читальным залом для своих пассажиров. Подвижной состав курсировал по маршрутам с необычным оформлением: салоны автобусов, троллейбусов и трамваев были украшены портретами русских писателей, цитатами о пользе литературы, изображениями логотипов и QR-кодов электронных библиотек, виртуальными полками-наклейками с фотографиями обложек книг и интерактивными ссылками на тексты произведений. Мероприятиями проекта стали акции и мастер-классы. По итогам проведённой работы библиотечными специалистами фиксируется повышенный интерес горожан к изданиям из коллекций электронных библиотек, посещаемость тематических экскурсий, увеличение доли молодёжи, вовлечённой в мероприятия литературной и туристическо-познавательной направленности.