Библиотечное дело, № 03, 2020

Гутьеррес Е. Социально-благотворительные проекты как актуальный способ работы с молодёжью // Библиотечное дело. – 2020. – № 03. – С. 12–13.

Статья раскрывает возможности современной библиотеки как площадки для самореализации молодых читателей. На примере деятельности библиотеки-филиала «На Стремянной» Межрайонной централизованной библиотечной системы имени М. Ю. Лермонтова (г. Санкт-Петербург) показаны актуальные способы взаимодействия с молодёжью. Среди них: обучающие занятия по изучению иностранных языков, буккросинг, крафтшеринг, мастер-классы по апсайклингу и просветительские лекции от общественной молодёжной организации «Мусора.Больше.Нет». Подчёркнута заинтересованность молодёжи в волонтёрстве, её активное включение в предлагаемые библиотекой в сотрудничестве с городскими сообществами благотворительные проекты. Это поддержка экологических инициатив, помощь детскому реабилитационному центру и детскому хоспису, пожилым людям, живущим в домах престарелых и интернатах, приютам для бездомных животных. Автор статьи уверена: сегодня всё больше молодых людей стремятся к активному участию в жизни общества и реализуют свою энергию и креатив в созидательных целях. Задача библиотеки – стать площадкой для их развития и роста, оказать поддержку молодёжным инициативам, и тем самым расширить библиотечное пространство, сделать библиотеку более видимой для местного сообщества.

Астахова Л. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: место и роль библиотек // Библиотечное дело. – 2020. – № 03. – С. 18–20.

В статье обозначены возможности российских библиотек для развития цифровых компетенций читателей. На примере опыта зарубежных библиотек, которые в условиях цифровых перемен адаптировали и пересмотрели свои услуги и роли, активно развивают цифровые ресурсы, поддерживающие обучение и творчество, автор публикации — профессор кафедры защиты информации Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) —  доказывает: отечественным библиотекам под силу реализовать себя в обучении пользователей информационной грамотности, взаимодействию в цифровой среде, разработке цифрового контента, его интеграции и переработке, в освоении ими программирования, в изучении норм авторского права, культуре их информационной безопасности, решению цифровых проблем. По мнению специалиста, российские библиотеки могут развиваться во всех названных областях цифровых компетенций, в том числе в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». «Однако, как это ни парадоксально, на данный момент библиотека не попала в проект как участник и площадка для его реализации» – констатирует Л. Астахова. Между тем, «глубокая трансформация содержания и форм деятельности зарубежных библиотек уже не позволяет воспринимать их в традиционном ключе – как хранилище книг. Такие же изменения требуются и в российских библиотеках», так как «будущая актуальность библиотек и библиотечных специалистов будет зависеть от того, что они делают для людей, о не от того, что они имеют для людей».