В период с июля 2015 года по февраль 2016 года комиссия департамента культуры Воронежской области провела мониторинг учреждений культуры в 14 муниципальных районах области.
Мониторинг проводился по следующим параметрам: состояние материально-технической базы библиотек (библиотеки, требующие капитального ремонта, аварийные, неотапливаемые библиотеки, состояние компьютерного и библиотечного оборудования), информатизация библиотек (библиотеки, подключенные к сети Интернет, наличие электронного каталога и сайта), рассматривались основные относительные показатели библиотечной работы: посещаемость, обращаемость, книгообеспеченность. В расчет брался также показатель обновляемости фондов.
По результатам мониторинга составлен рейтинг исследуемых общедоступных библиотек региона. На рейтинг существенное влияние оказало: наличие в районе библиотек, работающих по сокращенному графику, модельных библиотек, ведение документации, оформление библиотечного пространства, наличие в районе на базе библиотек центров правовой информации, проектно-программная деятельность библиотек и участие их в федеральных, региональных и муниципальных конкурсах, внестационарное обслуживание и оказание платных услуг населению.
В рейтинге муниципальных образований определены три группы – с высоким, средним и низким уровнями развития библиотечной деятельности.
К первой группе отнесены библиотеки Бобровского, Бутурлиновского и Подгоренского муниципальных районов.
Ко второй: библиотеки Нижнедевицкого, Новоусманского, Новохоперского, Поворинского, Россошанского, Терновского, Хохольского и Эртильского муниципальных районов.
К третьей: библиотеки Верхнехавского, Воробьевского и Грибановского муниципальных районов.
Во всех районах сложившаяся тенденция к уменьшению основных показателей библиотечной деятельности сохраняется. Следствием процессов оптимизации явилось уменьшение числа пользователей муниципальных библиотек, снижение процента охвата населения библиотечным обслуживанием, соответственно книговыдачи и числа посещений. Низкий процент охвата населения библиотечным обслуживанием отмечен в Верхнехавском, Грибановском, Новоусманском, Поворинском, Россошанском и Хохольском муниципальных районах. Внестационарные формы библиотечного обслуживания позволяют увеличить охват населения, привлечь в библиотеку новых пользователей, улучшить качество обслуживания жителей отдаленных населенных пунктов, повысить доступность библиотечных услуг в сельских поселениях. Однако в Верхнехавском, Воробьевском, Новоусманском, Россошанском, Хохольском и Эртильском районах пункты внестационарного обслуживания не предусмотрены.
На снижение показателей серьезное влияние оказывают следующие факторы: ежегодное снижение численности населения в области (исключение составляет Новоусманский район, где население только за последний год увеличилось на1935 чел.), сокращение числа общедоступных библиотек только в 2015 году на 9 единиц, недостаточность федерального и муниципального финансирования на комплектование фондов и оснащение библиотек.
Важной составляющей решения вопроса о создании условий для предоставления библиотечных услуг является режим работы библиотеки, удобный для населения. К сожалению, количество библиотек, работающих по сокращенному графику, с каждым годом растет. Больше всего таких библиотек в Верхнехавском, Воробьевском, Грибановском, Терновском и Эртильском районах. Подобные меры приводят к снижению качества библиотечного обслуживания населения.
Состояние материально-технической базы библиотек можно назвать слабым, так как из-за недостатка финансовых средств темпы модернизации библиотек не соответствуют современным требованиям. Две библиотеки в Россошанском и Терновском районах находятся в аварийном состоянии, 23 библиотеки в девяти районах требуют капитального ремонта. Только в Терновском муниципальном районе таких библиотек насчитывается пять единиц. Подавляющее большинство библиотек требует косметического ремонта, ремонта крыши, ремонта системы отопления и замены электрооборудования. Температурный режим в зимний период не соответствует санитарным нормам в помещениях многих библиотек.
Количество неотапливаемых библиотек в исследуемых районах сокращается крайне медленно. Полностью отапливаются библиотеки только в Нижнедевицком и Подгоренском районах. Очень немногие сельские библиотеки полностью оборудованы современной мебелью.
Современная муниципальная библиотека должна удовлетворять информационные потребности своих пользователей максимально оперативно, полно, предоставляя необходимые дополнительные сервисы и комфортные условия. Поэтому качество библиотечного обслуживания сегодня во многом зависит от состояния компьютерного парка и высокоскоростных линий доступа в Интернет. Темпы развития автоматизации библиотек 14 исследуемых районов неравномерные. В первую очередь, это относится к уровню материально-технического обеспечения процессов автоматизации.
В библиотеках ощущается нехватка персональных компьютеров и стабильного подключения к сети Интернет. Так, в библиотеках Грибановского и Воробьевского районов насчитывается всего по восемь компьютеров, в Грибановском районе из 31 библиотеки к Интернету подключено всего 7 библиотек. Лидирующие позиции в этом вопросе занимают Бобровский, Бутурлиновский и Россошанский муниципальные районы, в которых около 50 % библиотек подключены к сети Интернет.
В 2015 г. увеличилась доля публичных библиотек, подключенных к сети Интернет, в Бобровском, Бутурлиновском, Верхнехавском, Воробьевском, Нижнедевицком, Новоусманском, Новохоперском, Поворинском, Россошанском, Терновском, Хохольском и Эртильском муниципальных районах. Увеличение на 52 единицы произошло за счет участия сельских библиотек в реализации Федеральной программы «Культура России» по подключению общедоступных библиотек к сети Интернет и развитию системы библиотечного дела с учетом решения задачи расширения информационных технологий и оцифровки. В ряде районов канал подключения библиотек к сети Интернет медленный и неустойчивый, он не обеспечивает достаточного качества и комфорта для работы пользователей.
В связи с внедрением государственных и муниципальных электронных услуг и реализацией «дорожных карт» в сфере культуры важное значение приобрела деятельность общедоступных библиотек по созданию электронных каталогов. Однако из 14 районов только восемь центральных библиотек ведут электронные каталоги. По количеству записей, внесенных в ЭК, стоит отметить межпоселенческие библиотеки Бутурлиновского и Эртильского муниципальных районов (3,5 тыс. и 3,0 тыс. соответственно).
Создать пользователям более удобный способ получения информации об услугах и ресурсах библиотеки возможно с помощью библиотечных сайтов. До сих пор нет официальных сайтов в библиотеках Верхнехавского, Воробьевского, Грибановского, Нижнедевицкого, Новохоперского и Россошанского районов.
Проблема библиотек исследуемых районов, впрочем, как и всех библиотек региона, на сегодняшний день остается прежней – неудовлетворительное состояние книжных фондов. Фонды сокращаются из-за нехватки новых поступлений. Выбытие книг традиционно превышает поступления. Самая низкая обновляемость фондов наблюдается в библиотеках Верхнехавского, Грибановского, Нижнедевицкого и Новохоперского муниципальных районов. Самая высокая – в библиотеках Бобровского, Бутурлиновского и Подгоренского районов.
Показателем интенсивности использования библиотечного фонда является обращаемость.
В типовых нормативах, заложенных в Модельном стандарте публичной библиотеки, оптимальная обращаемость равна 2-3. Норматив соблюдается только в Бутурлиновском и Россошанском муниципальных районах. Самая низкая обращаемость фондов отмечается в библиотеках Верхнехавского, Воробьевского, Грибановского и Поворинского районов, что свидетельствует об избыточном наличии в них малоиспользуемой литературы.
Таким образом, фонды библиотек, особенно сельских, не могут в полной мере удовлетворить информационные потребности пользователей. Поэтому, тем библиотекам, которые имеют доступ в Интернет, необходимо изучать предложения агрегаторов электронных ресурсов с целью отслеживания возможности бесплатного доступа, формировать собственную базу ссылок.
Одним из приоритетных направлений деятельности общедоступных библиотек является обеспечение доступа граждан к достоверной, полной и оперативной правовой информации. В библиотеках семи районов: Бобровском, Бутурлиновском, Новоусманском, Поворинском, Подгоренском, Терновском и Эртильском созданы Центры правовой информации.
Реализация библиотечных программ и проектов, участие в различных конкурсах дает толчок развитию эффективной библиотечной деятельности в своем районе, повышает статус библиотеки. В последнее время развивается интерес к проблеме «краеведческого туризма». Новоусманская центральная библиотека приняла участие в федеральном конкурсе «Туристический маршрут 2015» и заняла 1 место за проекты «Заповедные тропы Новоусманского района» и «Я иду-шагаю по родному краю». Бутурлиновская межпоселенческая библиотека осуществляет проект «Мобильная библиотека МТС».
Библиотеки Бобровского, Бутурлиновского, Верхнехавского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Подгоренского, Россошанского и Эртильского муниципальных районов принимают активное участие в конкурсе на лучшее муниципальное учреждение культуры Воронежской области, находящееся на территории сельских поселений, и их работников.
С внедрением в деятельность платных услуг библиотеки Бобровского, Бутурлиновского, Новоусманского, Россошанского, Эртильского районов получают дополнительные средства на развитие, а пользователи – возможность выбора услуги более высокого качества.
При проведении мониторинга было выяснено, что библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке», деятельность ведется согласно годовым и текущим планам работы. Однако не во всех библиотеках учетная документация ведется на должном уровне. К числу таких библиотек нужно отнести библиотеки Воробьевского района. В межпоселенческой библиотеке Хохольского муниципального района отчетная документация, которая должна содержать сведения о результатах деятельности библиотек района, оформляется непрофессионально, зачастую искажая факты.
Положительным для всех библиотек исследуемых районов является то, что их работа строится в форме открытого партнёрства с учреждениями культуры, образования, общественными организациями. Сельские библиотекари принимают активное участие в жизни своего поселения, откликаются на все события, обеспечивают жителей необходимой информацией и литературой, выполняют отдельные поручения администрации сельских советов. Принимают активное участие в организации и проведении мероприятий социально значимых для населения: проведение акций, конкурсов, праздников села, календарных праздников, мероприятий развлекательного характера, мероприятий в период избирательных кампаний. Активно ведется сотрудничество с педагогами школ, воспитателями детских садов, составляются совместные планы работы, оказывается взаимопомощь в проведении мероприятий.