Библиотека, № 2, 2022

Праскова, О. Кипеть, так вместе! // Библиотека. – 2022. – № 2. – С. 68.

Автор статьи – директор Амурской областной научной библиотеки имени Н.Н. Муравьёва-Амурского – рассказывает о создании на базе учреждения по инициативе местных предпринимателей инновационной площадки «Точка кипения» — проекта, получившего поддержку Министерства экономического развития региона, АОНБ имени Н.Н. Муравьёва-Амурского, Союза «Торгово-промышленная палата Амурской области», АНО «Агентство Амурской области по привлечению инвестиций». Подчёркивается, что задача нового пространства – генерировать идеи для стратегии развития региона с учётом новых технологичных производств, формировать комфортную городскую среду, выявлять лидеров для управленческого резерва. Обозначены аспекты совместного существования в едином пространстве двух структур – библиотеки и региональной инновационной площадки, которые были осмыслены на стратегической сессии «Библиотечная «Точка кипения»: общее и особенное», прошедшей в сентябре 2021 года с участием 35 регионов России и Казахстана. По результатам сетевого события подготовлена «дорожная карта» библиотечной «ТК» по тематическим направлениям, одно из которых связано с созданием в субъектах РФ модельных библиотек и выполнением задач, намеченных в «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года».

Русина, А. На стыке игры и дискуссии (10 решений, которые ведут к успеху) // Библиотека. – 2022. – № 2. – С. 915.

Статья знакомит читателей с работой XI Международной неКонференции библиотечных блогеров, которая является площадкой неформального диалога представителей библиотечной профессии из разных регионов России и ближнего зарубежья (Казахстан, Беларусь). В 2021 году мероприятие прошло в стенах Свердловской ОУНБ имени В.Г. Белинского. По итогам события коллегам предложены десять решений, находок, изюминок неКонференции 2021 года, которые могут рассматриваться как профессиональные кейсы. Отмечено, что ключевой особенностью неКонференциии является сочетание элементов интеллектуальной игры, эксперимента, эмоциональной открытости, конструктивного диалога.

Викулова, В. Пространство тайны…», «Горизонталь превращения» и другие находки знаменитого Дома // Библиотека. – 2022. – № 2. – С. 2731.

В публикации представлены дистанционные проекты, разработанные в московском Доме Н. В. Гоголя, отвечающие информационным, учебным, досуговым, культурным и иным потребностям современных пользователей. Тематика онлайн-проектов соответствует многофункциональности учреждения и включает разнообразные форматы мероприятий: лекции, конференции, концерты, встречи с писателями и деятелями сферы культуры, виртуальные экскурсии, выставки, обзоры, кинолектории, видеомосты, мастер-классы, игры, викторины, интервью, спектакли, подкасты. Высказана мысль о том, что «частичный перевод функций музея-библиотеки в онлайн-формат в 2020-2021 гг. позволил в сложных эпидемиологических условиях дистанционно организовать культурно-просветительскую деятельность с эффектом присутствия, расширить число абонентов, приобрести новых подписчиков в социальных сетях и на видеоканале, а также более полно раскрыть всё многообразие фонда и коллекций!». Подчёркивается, что данная инновация стала основой для последующих творческих проектов Дома Гоголя, и «данное направление деятельности будет активно развиваться независимо от внешних факторов».

Баранова, Е. «Я художник, я так живу! // Библиотека. – 2022. – № 2. – С. 5457.

В статье рассматривается проблема развития у школьников среднего звена интереса к искусству на примере организации в Хакасской республиканской детской библиотеке арт-субботников. Воспитание эстетики восприятия живописи проходило в рамках разработанной программы творческих библиотечных занятий, включивших знакомство юных читателей с историей изобразительного искусства в формате увлекательного лаконичного рассказа, дополненного обсуждением, игрой, демонстрацией видеороликов, проведением мастер-классов по рисованию. Подчёркивается, что программа арт-субботников адаптируется к читательской аудитории разного возраста и может быть реализована в любом учреждении культуры.

Малая, Н., Короткова, А. «УмКа» приглашает друзей // Библиотека. – 2022. – № 2. – С. 5761.

Публикация посвящена образовательному проекту «УмКа», реализованному Крымской республиканской детской библиотекой и направленного на знакомство подростков с приёмами создания ментальных карт – наглядных чертежей или рисунков, помогающих структурировать, запоминать, усваивать, перерабатывать и преподносить информацию. Подчёркивается, что навык построения таких схем используется в обучении и самообразовании, приучает молодёжь к самостоятельной работе с литературой (справочной, учебной, художественной), «развивает познавательную активность, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях», «позволяет сделать процесс познания занимательным». Приводится пример сценария занятия цикла «УмКа» «Мир заповедной природы».

Кох, Ю. Управлять машиной времени просто! // Библиотека. – 2022. – № 2. – С. 6669.

В статье предложен инновационный подход к краеведческой библиотечной деятельности, реализуемый в Публичной библиотеке г. Норильска (Красноярский край). На примере ярких краеведческих событий, организованных необычно и с «изюминкой», автор публикации показывает, с помощью каких инструментов можно провести ребрендинг библиотечных краеведческих ресурсов и «пробиться сквозь застывшее, монументальное прошлое и «разговорить» историю, вдохнуть в неё душу».