Библиотека, №3, 2019

Библиотека, № 3 (содержание)

Матвеева И. Кто мы на платформе мультимедиа? // Библиотека. — 2019. — №3. — С. 22-25.

В сегодняшних реалиях, где ключевую роль играют информация и телекоммуникации, всё громче заявляет о себе медийное пространство — перспективная площадка для взаимодействия библиотеки и читателей. Широкий охват и возрастающее влияние на аудиторию заставляют библиотекарей осваивать новую для себя сферу. В статье подробно рассказывается о базовых элементах и характеристиках медийного пространства. Эта информация даётся для понимая самого термина мультимедиа, и того, какие процессы протекают в этой среде. Современная библиотека является активным субъектом потребления медийного пространства, но в ещё большей степени — непрофессиональным субъектом производства его продуктов. Каналы печати, радио-, телевещания, кино выступают для библиотек в роли информационных ресурсов. Поэтому библиотека как социальный институт и как учреждение, стремящееся к эффективному социальному взаимодействию, должна учитывать особенности медиапространства и обеспечивать профессиональный подход к созданию своего контента, а это требует знаний по теории журналистики и умения применять их на практике. Осознанно формируя собственное медийное пространство, библиотека генерирует социальные смыслы, делая акцент на конкретной тематике (явлении, событии). Зачастую для этого необходим информационный повод (мероприятие, юбилей автора, выход новой книги, литературная премия, конкурс и т.д.). Автор даёт практические советы по созданию соответствующих информационных сообщений, в зависимости от того, где они будут применяться или публиковаться. Например, необходимо учитывать стилистические особенности подачи текста, достоверность изложения фактов, новизну самого события или явления, архитектуру виртуальных коммуникаций (дизайн), степень влияния информационного сообщения сообщения на пользователя. В статье также приводится таблица, где представлены разновидности текстов, используемых работниками библиотек в СМИ.

 

Эркаева Г. Будем работать, а не искать отговорки // Библиотека. — 2019. — №3. — С. 36-38.

Библиотека должна существовать не ради самой себя и сохранности книг. Она обязана служить жизненным интересам общества. А чтобы их узнать, необходимо систематически проводить опросы — не только читателей, но и тех, кто не ходит в библиотеку. Подобным методом пользуется Сельская библиотека-филиал №11, расположенная в с. Костенеево, Республики Татарстан. На основе полученной информации она строит свою работу, пытаясь решать проблемы социума и каждого конкретного человека. Прежде всего, библиотекари активно занимаются рекламой библиотечных услуг — в самых посещаемых местах села размещают объявления, в которых указан спектр библиотечных услуг. Также в Костенеевской СБ реализовано семь программ, цель которых улучшить жизнь земляков, увеличить посещаемость и тем самым поднять престиж учреждения. Программы разработаны для пожилых людей, молодых матерей, подростков. В библиотеке работает множество кружков и клубов: театр книги, кукольный театр, Школа волшебников и изобретателей. Проводятся различные встречи с интересными людьми, со специалистами. Но все же главным вопросом в любой библиотеке является, то как привлечь людей к литературе и чтению. Библиотекари Костенеевской СБ нашли необычные формы работы в данном направлении. Например, игра «Найди книгу». По её условиям, из всех стеллажей с изданиями ребята выбирают три. Затем ведущий просит найти книгу, упомянув лишь её название. Если кто-то долго не может справится с задачей, то даётся подсказка — фамилия писателя. Благодаря такой игре дети с лёгкостью находят необходимые им произведения. Также детям нравится выбирать книги вслепую: когда издание завёрнуто , а сверху лежит отрывок из текста. Специалисты библиотеки составляют композиции из мягких игрушек, а дети по ним должны угадать, из какого произведения эти герои. Опыты — наиболее интересный вид практических занятий, который доставляет удовольствие не только детям, но и взрослым. Раз в неделю библиотекари проводят различные эксперименты из книг и журналов, используя подручный материал: воду, соль, соду, лимон и др. Эти увлекательные занятия развивают воображение и познавательную активность. Автор статьи считает, что библиотека должна вносить свой вклад в развитие современного общества, а для этого необходимо активно работать и искать новые креативные идеи. 

 

Буркова А. Узнай издание по предсказанию // Библиотека. — 2019. — №3. — С. 79-80.

Библиотекарь часто выступает в роли дизайнера, подбирая гамму цветов, шрифты, раскладывая книги и дополнительные элементы на стеллажах. Чтобы выставка не стала статичным антуражем, она должны быть яркой, привлекать не только содержанием, но и формой. В статье рассказывается об опыте организации выставок в Центральной районной детской библиотеке г. Тара, Омской области. Демонстрацию новинок «BOOK-туризма» библиотекари стараются проводить в каникулярное время. Вояж, даже книжный, — это время отдыха и развлечений. Поэтому подобная выставка должны быть красочной и лёгкой для восприятия. Дополнительными элементами в такой выставке послужили чемоданы, заполненные красочными изданиями. Ярким акцентом стала жёлтая футболка с символом Франции — Эйфелевой башней, также она выступила фоном для книг. Экспозиция состояла их трёх разделов, разделители для которых были оформлены в виде средств передвижения. В Год экологии действовала выставка «10 добрых дел», украшенная необычными гнёздами и скворечниками. Ко Дню народного единства была оформлена выставка «Время России». Основу её составила разработанная библиотекарями игра-ходилка, а дополнительным элементом стали часы с государственной символикой.  Другие варианты интерактивной экспозиции, описанные в статье — это выставка-гадание, выставка-кроссоврд, выставка-отзыв, выставка-рейтинг. Автор рекомендует перед созданием выставок консультироваться с художниками-оформителями или дизайнерами. Безусловно, подобные выставки требуют больше времени и сил, но именно они становятся настоящим украшением библиотеки.